Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Законодательство"



Заключение антикоррупционной экспертизы проекта федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами"




Основные нормативные источники проведения экспертизы:

1. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

3. Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции"

4. Постановление Правительства РФ от 05.03.2009 N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции"


Выявленные положения проекта федерального закона, способствующие созданию условий для проявления коррупции

1. В части 1 статьи 3 проекта федерального закона (далее - Проекта) дается определение понятия "обращение с радиоактивными отходами".

Указанное понятие не охватывает деятельность, связанную с образованием радиоактивных отходов. Таким образом, деятельность по образованию отходов не охвачена правовым регулированием. Существовании собственно пробела в правовом регулировании является фактором, способствующим созданию условий для проявления коррупции (далее - коррупциогенный фактор) в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ (см. "Основные нормативные источники", п. 4, далее - Методика).

Предлагается: дополнить определение словом "образованию".

2. По всему тексту Проекта закона предлагается термин "приемлемость радиоактивных отходов для захоронения" заменить на "допустимость захоронения радиоактивных отходов" в связи с тем, что "приемлемость" является оценочным понятием. Юридико-лингвистическая неопределенность, в том числе выражающаяся в использовании неустоявшихся терминов, терминов оценочного характера, является коррупциогенным фактором в соответствии с подпунктом "и" пункта 8 Методики.

3. В статье 4 Проекта дается понятие "удаляемые отходы". Формулировка, примененная разработчиком для определения указанного понятия, имеет юридико-лингвистические неопределенности, которые позволят правоприменителю произвольно включать либо исключать те или иные виды радиоактивных отходов из категории удаляемых, в частности используется неопределенная формулировка "и иные риски", а также смешиваются риски и затраты. Кроме того, из определения не ясно, какой орган (должностное лицо) уполномочен давать заключение об уровне рисков. Юридико-лингвистическая неопределенность, а также возможность произвольного изменения объема прав правоприменителем отнесены Методикой к коррупциогенным факторам.

В связи с изложенным предлагается конкретизировать определение удаляемых отходов: "Удаляемые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски радиационного воздействия, установленные заключением государственной экологической экспертизы, связанные с их извлечением и последующим захоронением, не превышают радиационных рисков, связанных с их захоронением в месте нахождения".

Аналогичным образом требуется конкретизировать определение неудаляемых (особых) радиоактивных отходов.

4. Правительству РФ делегируются полномочия по установление "иных категорий радиоактивных отходов", не определенных в данном федеральном законе, с неопределенным правовым режимом. Таким образом, реализуя данные делегированные полномочия, Правительство РФ может самостоятельно установить изъятия из законного (установленного законом) порядка обращения с различными категориями радиоактивных отходов путем установления особой (вне указанных в законе) категории радиоактивных отходов с особым правовым режимом.

Использование формулы "иные категории" без конкретизации, в какой части Правительство может устанавливать дополнительные категории, в каких пределах может определять их правовой режим, как они должны соотноситься с категориями и их правовым режимом, определенными в законе, а также использование правовой конструкции "могут быть установлены" без конкретизации условий принятия такого решения являются коррупциогенными факторами, выражающимися в юридико-лингвистической неопределенности правовых установлений. Кроме того, данная формулировка содержит широту дискреционных полномочий, делегируемых Правительству РФ, что выражается в отсутствии условий и оснований принятия такого решения, диспозитивной возможности принятия либо непринятия акта, устанавливающего дополнительные категории отходов. Широта дискреционных полномочий, юридико-лингвистическая неопределенность в соответствии с Методикой являются коррупциогенными факторами.

В связи с этим предлагается абзац второй части 4 статьи 4 Проекта исключить.

5. В Проекте используется значительное количество отсылочных норм, которыми установление ряда ключевых для обеспечения безопасности и прозрачности правовых требований передается подзаконным актам. В том числе, имеется двуступенчатое делегирование нормотворческих полномочий: порядок установления Федеральных правил и норм делегируется Правительству РФ, а утверждение самих Федеральных правил и норм Правительство РФ, в свою очередь, может делегировать иным органам, в том числе органу управления - ГК "Росатом", который в таком случае будет устанавливать правовые требования, адресованные, в основном, самой ГК "Росатом" и ее подведомственным организациям.

Антикоррупционная экспертиза показала, что Проектом предполагается чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, наличие бланкетных норм по значительному кругу ключевых вопросов, что может привестси к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию законодателя. Проект также предполагает заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона. Таким образом, выявлены положения Проекта, являющиеся в соответствии с Методикой коррупциогенными.

В связи с этим предлагается:

а) основные правовые категории определить в данном федеральном законе: исчерпывающий перечень видов и категорий радиоактивных отходов, основные правовые требования к обращению с каждой из категорий (видов) радиоактивных отходов, правовой режим использования и обеспечения радиационной безопасности для каждой из категорий отходов;

б) критерии отнесения отходов к той или иной категории, включая критерии допустимости (в терминах Проекта - приемлемости) захоронения радиоактивных отходов, детальные правовые и тенологические требования к обеспечению безопасности обращения с каждой из категорий отходов, общий порядок необходимых процедур (экспертиз, оценки риска и т.п.) определить технологическим регламентом, утверждаемым федеральным законом в соответствии с законодательством о техническом регулировании;

в) Правительству РФ (без права делегирования иным органам и юридическим лицам) предоставить полномочия определять своими актами (в том числе, путем утверждения Федеральным правил и норм) второстепенные технологические вопросы и экономические вопросы: установление тарифов, порядок ведения государственного учета радиоактивных отходов, контроля за соблюдением требований при их обращении, категории пунктов размещения отходов.

6. Пункт 17) части 2 статьи 16 Проекта устанавливает неопределенно широкий круг нормативных актов, которыми могут быть установлены полномочия ГК "Росатом" в сфере обращения с отходами: "осуществляет другие полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации." Данная формулировка устанавливает чрезмерную свободу правотворчества, в том числе позволяя при буквальном прочтении данной нормы ГК "Росатом" издавать акты Российской Федерации (так как госкорпорации наделены полномочиями федеральных органов исполнительной власти РФ), регулирующие ее собственные полномочия. Методика относит такие формулировки к коррупциогенным факторам.

Предлагается уточнить формулировку, изложив пункт 17 части 2 статьи 16 Проекта в следующей редакции: "осуществляет другие полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.".

7. Анализ правовых предписаний Проекта во взаимосвязи норм, предполагаемых частями 1 и 2 статьи 22 Проекта, выявил нормативную коллизию, которая в соответствии с Методикой является коррупциогенным фактором системного характера. Коллизия состоит в том, что в части 1 статьи 22 используется императивная правовая конструкция "...ПРОВОДИТСЯ первичная регистрация", в то время как часть 2 статьи 22 предоставляет Правительству РФ право диспозитивно, без указания на необходимые условия и основания, принимать решение о проведении первичной регистрации, из чего следует, что в случае ничем не обусловленного непринятия Правительством РФ такого решения первичная регистрация проводиться не будет. Полагаем, что для устранения указанной нормативной коллизии, а также для устранения неопределенности сроков и условий принятия решения правоприменителем часть 2 статьи 22 изложить в следующей редакции: "Первчная регистрация должна быть проведена в течение трех лет со дня вступления настоящего Федерального закона в силу. График проведения первичной регистрации утверждается Правительством РФ".

8. Пунктом 2 части 1 статьи 5 Проекта не установлены условия и основания (критерии) выбора национального оператора, что в соответствии с Методикой является коррупциогенным фактором, выражающемся в определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций. Полагаем, что выбор национального оператора должен производиться на основании публично определенных критериев и с учетом требований законодательства о заказе товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Для устранения данного коррупциогенного фактора предлагается следующая формулировка: "устанавливает критерии для определения национального оператора и определяет национального оператора в соответствии с утвержденными критериями и законодательством о заказах товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд".

Иные рекомендации по доработке проекта федерального закона

1. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Радиоактивные отходы представляют собой значительную угрозу для безопасности человека. В связи с этим предлагается изменить название закона, заложив уже в названии основную цель правового регулирования - обеспечение безопасности человека, охрана жизни и здоровья каждого.

Предлагаемая редакция названия федерального закона "О безопасности обращения с радиоактивными отходами".

2. На наш взгляд, необходимо более детально урегулировать нормами закона полномочия и процедуру участия органов местного самоуправления, общественных организаций в информировании населения и обсуждении проектов и размещения пунктов хранения и иных объектов, связанных с обращением радиоактивных отходов.


Независимый аккредитованный эксперт

| Вернуться в начало документа

На этой странице:

Пресс-релиз


Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

«Движение за ядерную безопасность»
а/я 8452, Челябинск, 454084
тел. 791-6459


Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Программирование и поддержка: 
Написать письмо администратору 
© 2001-2008 год 


Наш любимый хостинг

http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске