Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Законодательство"



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=294554-5&02

Проект № 294554-5

во втором чтении

Ориентировочно к 17 марта 2010

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

(Об обращении с радиоактивными отходами)

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1.           Сфера применения

 

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при обращении с радиоактивными отходами в Российской Федерации.

2. Отношения в области обращения с отработавшим ядерным топливом не входят в сферу применения настоящего Федерального закона и регулируются иными законодательными актами Российской Федерации.

 

Статья 2.           Правовое регулирование в области обращения с радиоактивными отходами

 

1. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах», Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие нормативное регулирование в области использования атомной энергии, вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с обращением с радиоактивными отходами.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила обращения с радиоактивными отходами, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

 

Статья 3.           Основные понятия

 

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) накопленные радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, образовавшиеся до вступления в силу настоящего Федерального закона и внесенные в государственный реестр радиоактивных отходов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

2) обращение с радиоактивными отходами - деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, транспортированию, перевозке, приему, хранению и захоронению радиоактивных отходов;

3) отработавший закрытый источник ионизирующего излучения - непригодный для дальнейшего использования источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радиоактивных веществ в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан;

4) критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения (далее - критерии приемлемости) - устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательные для исполнения требования к физико-химическим свойствам радиоактивных отходов, а также к контейнерам и упаковкам радиоактивных отходов, необходимым для безопасного  захоронения радиоактивных отходов.

5) переработка радиоактивных отходов - технологические операции, выполняемые с целью изменения агрегатного состояния и (или) физико-химических свойств радиоактивных отходов для их последующего кондиционирования;

6) кондиционирование радиоактивных отходов - технологические операции по переводу радиоактивных отходов в форму и состояние, пригодные для их безопасного хранения, транспортирования, перевозки и захоронения и удовлетворяющие критериям приемлемости;

7) лимит промежуточного хранения - устанавливаемый в соответствии с настоящим Федеральным законом срок хранения определенных объемов и категорий радиоактивных отходов у производителя радиоактивных отходов до приведения их в соответствие с критериями приемлемости;

8) промежуточное хранение - содержание радиоактивных отходов в пределах лимитов промежуточного хранения у производителя радиоактивных отходов;

9) пункт промежуточного хранения - пункт хранения радиоактивных отходов, в том числе часть ядерной установки или радиационного источника, предназначенные для промежуточного хранения радиоактивных отходов у производителя радиоактивных отходов;

10) захоронение радиоактивных отходов (далее - захоронение) - безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения;

11) барьер безопасности - упаковка с радиоактивными отходами, инженерная конструкция пункта хранения радиоактивных отходов и их  отдельные части, или элемент природного геологического образования, препятствующий проникновению радионуклидов и (или) ионизирующего излучения в окружающую среду;

12) пункт долговременного хранения радиоактивных отходов - пункт хранения радиоактивных отходов, в отношении которого на день вступления в силу настоящего Федерального закона определен проектный срок эксплуатации, но не предусмотрены порядок и меры по выводу его из эксплуатации;

13) пункт захоронения радиоактивных отходов - пункт хранения радиоактивных отходов, предназначенный для размещения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения, обеспечивающий радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды в течение всего периода потенциальной опасности радиоактивных отходов;

14) пункт захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа - сооружение, размещаемое на поверхности земли или на глубине до ста метров от уровня поверхности земли;

15) пункт захоронения радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях - сооружение, размещаемое на глубине более ста метров от поверхности земли в глубоких геологических горизонтах;

16) пункт размещения особых радиоактивных отходов - пункт хранения радиоактивных отходов, представляющий собой объект природного или техногенного происхождения, содержащий радиоактивные отходы, условия размещения которых не позволяют обеспечить их безопасное и экономически обоснованное удаление;

17) пункт консервации особых радиоактивных отходов - пункт размещения особых радиоактивных отходов, оборудованный необходимыми барьерами безопасности, обеспечивающими радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды в течение определенного проектом срока;

18) вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных отходов - деятельность, осуществляемая после удаления радиоактивных отходов из пункта хранения, направленная на достижение состояния, исключающего дальнейшее использование его для хранения радиоактивных отходов, и обеспечивающая безопасность населения и окружающей среды;

19) закрытие пункта захоронения радиоактивных отходов - завершение операций по размещению радиоактивных отходов и приведению пункта захоронения радиоактивных отходов в состояние, обеспечивающее безопасность на весь период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов;

20) перевод пункта размещения особых радиоактивных отходов в пункт консервации особых радиоактивных отходов – завершение операций по созданию в пункте размещения особых радиоактивных отходов предусмотренных проектом барьеров безопасности;

21) перевод пункта консервации особых радиоактивных отходов в пункт захоронения радиоактивных отходов - изменение статуса пункта хранения, допускаемое в случае, если предусмотренные проектом барьеры безопасности обеспечивают безопасность пункта хранения на весь период потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов;

22) период потенциальной опасности радиоактивных отходов – срок, в течение которого уровни радиоактивности радиоактивных отходов снижаются до уровня, не требующего радиационного контроля;

23) радиационный мониторинг - комплексная система наблюдений за радиационной обстановкой, оценки и прогноза изменений ее состояния;

24) государственная регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов - внесение документированных сведений о накопленных радиоактивных отходах и радиоактивных отходах, передаваемых на захоронение, в государственный реестр радиоактивных отходов, а также документированных сведений о пунктах хранения радиоактивных отходов, о субъектах прав собственности на пункты хранения радиоактивных отходов и о содержащихся в них радиоактивных отходах в государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов;

25) производитель радиоактивных отходов - организация, осуществляющая деятельность, в результате которой образуются радиоактивные отходы;

26) специализированная организация по обращению с радиоактивными отходами (далее - специализированная организация) - юридическое лицо, выполняющее работы и предоставляющее услуги по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, транспортированию, перевозке, хранению, эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов;

27) национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (далее - национальный оператор) - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность, направленную на захоронение радиоактивных отходов, и иные виды деятельности по обращению с радиоактивными отходами.

2. Понятие «радиоактивные отходы» используется в значении, указанном в статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». В целях настоящего Федерального закона радиоактивными отходами признаются также материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образующиеся и образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности.

3. Понятие «пункт хранения (хранилище) радиоактивных отходов» используется в значении, указанном в статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». В целях настоящего Федерального закона к пунктам хранения радиоактивных отходов относятся имеющие федеральное и межрегиональное значение пункты долговременного хранения радиоактивных отходов, пункты захоронения радиоактивных отходов, пункты размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых радиоактивных отходов, а также не имеющие федерального и межрегионального значения пункты промежуточного хранения радиоактивных отходов.

4. Понятие специальные резервные фонды Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - специальные резервы органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами) используются в значении, указанном в статье 20 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

 

Статья 4.         Классификация радиоактивных отходов

1. В целях настоящего Федерального закона радиоактивные отходы подразделяются на следующие виды:

1) удаляемые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, и иные риски, а также затраты, связанные с их извлечением, последующим обращением и захоронением, не превышают рисков и затрат, связанных с их захоронением в месте нахождения;

2) особые (неудаляемые) радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, и иные риски, а также затраты, связанные с их извлечением из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением и захоронением, превышают риски и затраты, связанные с их захоронением в месте нахождения.

2. Критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам определяются федеральными нормами и правилами, регулирующими обращение с радиоактивными отходами (далее - федеральные нормы и правила).

3. Удаляемые радиоактивные отходы подразделяются на следующие категории:

1) по периоду полураспада:

а) долгоживущие радиоактивные отходы;

б) короткоживущие радиоактивные отходы;

2) по удельной активности:

а) высокоактивные радиоактивные отходы;

б) среднеактивные радиоактивные отходы;

в) низкоактивные радиоактивные отходы;

г) очень низкоактивные радиоактивные отходы;

3) по агрегатному состоянию:

а) жидкие радиоактивные отходы;

б) твердые радиоактивные отходы;

в) газообразные радиоактивные отходы;

4) по радионуклидному составу:

а) содержащие ядерные материалы;

б) не содержащие ядерные материалы;

5) не подлежащие дальнейшему использованию отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения.

4. Критерии отнесения удаляемых радиоактивных отходов к отдельным категориям определяются федеральными нормами и правилами с учетом технологических особенностей обращения с радиоактивными отходами и способов их захоронения.

5. Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены иные категории радиоактивных отходов.

 

Статья 5.           Полномочия Правительства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами

 

Правительство Российской Федерации:

1) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области обращения с радиоактивными отходами;

2) определяет по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами национального оператора;

3) принимает по согласованию с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о проектировании, размещении, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения радиоактивных отходов, имеющих федеральное или межрегиональное значение;

4) утверждает по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами перечни пунктов захоронения радиоактивных отходов, перечни пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, перечни пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, в том числе установленные по результатам первичной регистрации;

5) устанавливает порядок и сроки отчисления части резервов, формируемых организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, для обеспечения безопасности и развития таких производств и объектов, а также для выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами;

6) определяет механизм финансирования деятельности национального оператора, связанной с обращением с радиоактивными отходами, образовавшимися и образующимися в результате деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий, а также с созданием пунктов захоронения радиоактивных отходов, эксплуатацией, реконструкцией, модернизацией, выводом из эксплуатации или закрытием пунктов долговременного хранения и пунктов захоронения радиоактивных отходов за счет средств федерального бюджета;

7) устанавливает порядок передачи радиоактивных отходов национальному оператору, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

8) осуществляет контроль за выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и координирует международное сотрудничество в области обращения с радиоактивными отходами.

 

Статья 6.   Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обращения с радиоактивными отходами

 

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

1) обеспечивают и регулируют безопасность при обращении с радиоактивными отходами;

2) организуют обеспечение физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;

3) согласовывают лимиты промежуточного хранения радиоактивных отходов для подведомственных им производителей радиоактивных отходов;

4) осуществляют иные закрепленные за ними полномочия в установленной сфере деятельности.

 

Статья 7.     Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с радиоактивными отходами

 

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) принимают участие в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, связанного с осуществлением деятельности по обращению с радиоактивными отходами и превышающего установленные федеральными нормами и правилами пределы;

2) согласовывают в порядке, установленном главой 3  Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 года 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», решения о размещении и сооружении на территории соответствующего субъекта Российской Федерации пунктов хранения радиоактивных отходов;

3) осуществляют в пределах своих полномочий и в порядке установленном законодательством Российской Федерации контроль за радиационной обстановкой и охраной окружающей среды на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии при осуществлении деятельности по обращению с радиоактивными отходами.

2. Органы местного самоуправления:

1) принимают участие в порядке, установленном главой 3  Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 года 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», в принятии решений о размещении на территории соответствующего муниципального образования пунктов хранения радиоактивных отходов;

2) информируют население о радиационной обстановке на территории соответствующего муниципального образования, возникшей при осуществлении деятельности по обращению с радиоактивными
отходами.

 

Статья 8.           Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами

 

1. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, устанавливают требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами, включая:

1) критерии приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения;

2) критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам;

3) критерии отнесения удаляемых радиоактивных отходов к отдельным категориям;

4) требования по соблюдению лимитов промежуточного хранения радиоактивных отходов;

5) требования по обеспечению безопасности при сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения радиоактивных отходов;

6) требования к ведению государственного учета и контроля радиоактивных отходов у производителей радиоактивных отходов;

7) требования к паспорту радиоактивных отходов;

8) категории отработавших закрытых источников ионизирующего излучения;

9) требования к сбору, транспортированию, перевозке, хранению и захоронению отработавших закрытых источников ионизирующего излучения;

10) категории пунктов размещения радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;

11) требования по обеспечению безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых радиоактивных отходов для населения и окружающей среды, в том числе с учетом особенностей отдельных пунктов хранения радиоактивных отходов;

12) порядок захоронения радиоактивных отходов.

2. Федеральные нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ  «Об использовании атомной энергии».

 

 

Статья 9.           Собственность на пункты хранения радиоактивных отходов

 

1. Пункты захоронения радиоактивных отходов находятся в федеральной собственности.

2. Пункты промежуточного и долговременного хранения радиоактивных отходов, а также пункты размещения и пункты консервации особых радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц.

3. В состав имущества пункта хранения радиоактивных отходов входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными и иными природными объектами. Земельные участки, занятые пунктами хранения радиоактивных отходов, относятся к ограниченным в обороте.

4. Юридические лица, являющиеся собственниками пунктов захоронения радиоактивных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в течение года с момента возникновения права собственности на пункты захоронения передают их в федеральную собственность в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечень имущества, входящего в состав передаваемого пункта захоронения радиоактивных отходов, определяется Правительством Российской Федерации по представлению органа управления в области обращения с радиоактивными отходами.

При передаче пункта захоронения радиоактивных отходов юридическому лицу возмещается стоимость имущества пункта захоронения за исключением затрат на эксплуатацию и закрытие (консервацию) пункта захоронения радиоактивных отходов.

Стоимость пункта захоронения радиоактивных отходов, а также затраты на эксплуатацию и закрытие (консервацию) пункта захоронения подлежат оценке в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

5. В случаях, когда пункт захоронения радиоактивных отходов не отчужден собственником в сроки, указанные в пункте 4 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению органа государственного управления обращением с радиоактивными отходами, подлежит принудительной передаче в государственную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости пункта захоронения радиоактивных отходов, определенной судом. При этом у собственника пункта захоронения радиоактивных отходов вычитаются затраты на отчуждение имущества.

6. Собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасную эксплуатацию, вывод из эксплуатации или закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.

 

Глава 2.           Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами

 

Статья 10.         Цель создания, принципы и состав единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами

 

1. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами создается с целью организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, включая их захоронение.

2. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами представляет собой совокупность объектов инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами, субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, а также устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами требований к обращению с радиоактивными отходами.

3. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами предусматривает деятельность уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти и организаций, включая:

1) орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;

2) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, - органы управления использованием атомной энергии в пределах полномочий по обращению с радиоактивными отходами;

3) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, - органы государственного регулирования безопасности в пределах  полномочий по обращению с радиоактивными отходами;

4) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью, в том числе при обращении с радиоактивными отходами, образующимися в результате осуществления видов деятельности, связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

5) национального оператора;

6) специализированные организации;

7) производителей радиоактивных отходов.

4. Управление обращением с радиоактивными отходами в единой государственной системе обращения с радиоактивными отходами осуществляет орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

5. Основными принципами создания и функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами являются:

1) абсолютный приоритет охраны жизни и здоровья настоящего и будущих поколений людей и окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов;

2) запрет на ввоз и вывоз радиоактивных отходов для их хранения и последующего захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом в целях обеспечения безопасного обращения с радиоактивными отходами;

3) ответственность производителей радиоактивных отходов за обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи национальному оператору;

4) полная финансовая ответственность производителей радиоактивных отходов за обращение с радиоактивными отходами, включая их безопасное захоронение;

5) учет взаимозависимости стадий образования радиоактивных отходов и обращения с ними;

6) создание условий для формирования рынка услуг в области обращения с радиоактивными отходами;

7) доступность для граждан и общественных объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и предотвращением радиационных аварий при обращении с радиоактивными отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

 

Статья 11.         Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами

 

1. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами осуществляется поэтапно и включает следующие этапы:

1) этап формирования необходимой нормативной и организационной основы системы и первичной регистрации радиоактивных отходов и условий их размещения;

2) этап сооружения пунктов захоронения низко- и среднеактивных радиоактивных отходов;

3) этап сооружения пунктов захоронения высокоактивных радиоактивных отходов и завершение работ по консервации особых радиоактивных отходов.

2. Порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами определяются Правительством Российской Федерации.

 

Статья 12.         Общие требования по захоронению радиоактивных отходов

 

1. Все радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, обеспечивающего их исключение из категории радиоактивных отходов, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения.

2. Захоронение твердых высокоактивных и среднеактивных долгоживущих радиоактивных отходов осуществляется в пунктах захоронения радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях, обеспечивающих локализацию таких отходов в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах».

3. Захоронение твердых среднеактивных короткоживущих и низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться в пунктах захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа.

4. Захоронение твердых очень низкоактивных радиоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, может осуществляться в пунктах захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа без их кондиционирования.

 

Статья 13.         Требования к размещению, сооружению, эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов

 

1. Пункты захоронения радиоактивных отходов являются объектами использования атомной энергии, имеющими федеральное или межрегиональное значение.

2. Решения о проектировании, размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов принимаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. Пункты захоронения радиоактивных отходов должны быть обеспечены барьерами безопасности, достаточными для поддержания безопасности на весь период потенциальной опасности радиоактивных отходов.

4. Выполнение работ по сооружению и эксплуатации пунктов захоронения радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях и глубоких геологических горизонтах, а также их закрытию осуществляется в соответствии с разрешениями (лицензиями) на пользование недрами, выдаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

5. Требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются техническими регламентами и федеральными нормами и правилами.

6. Проектом пункта захоронения должен быть предусмотрен радиационный мониторинг в месте расположения пункта захоронения после его закрытия.

7. После закрытия пункта захоронения радиоактивных отходов и истечения периода потенциальной опасности размещенных в нём радиоактивных отходов орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности принимает решение о прекращении всех видов радиационного контроля и о внесении соответствующих изменений в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

 

Статья 14.         Общие требования к организациям, осуществляющим обращение с радиоактивными отходами

 

1. Деятельность в области обращения с радиоактивными отходами могут осуществлять национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, производители радиоактивных отходов, специализированные организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

2. Выполнение работ и предоставление услуг национальному оператору по хранению радиоактивных отходов, приведённых в соответствие с критериями приемлемости, эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов осуществляют специализированные организации, аккредитованные в составе единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и признанные в установленном законодательством Российской Федерации порядке эксплуатирующими организациями.

3. Организации, аккредитованные в составе единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и имеющие в собственности или на ином законном основании пункты хранения радиоактивных отходов, в соответствии с условиями аккредитации предоставляют национальному оператору услуги по хранению радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости.

 

Статья 15.         Государственный учет и контроль радиоактивных отходов

 

1. В целях исключения неконтролируемого накопления и распространения радиоактивных отходов в окружающей среде и получения информации о радиоактивных отходах, об условиях их хранения и захоронения на территории Российской Федерации ведутся государственный учет и контроль радиоактивных отходов, являющиеся частью системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

2. Ведение системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов осуществляется национальным оператором.

 

Статья 16.         Государственная регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов

 

1. Государственная регистрация радиоактивных отходов осуществляется в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

2. Государственная регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется в целях сбора, юридического удостоверения и сохранения сведений о радиоактивных отходах, их количестве и характеристиках, о пунктах хранения радиоактивных отходов и субъектах прав на них, необходимых для функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами.

3. В государственный реестр вносятся документированные сведения о накопленных радиоактивных отходах и радиоактивных отходах, передаваемых национальному оператору.

4. Приведенные в соответствие с критериями приемлемости радиоактивные отходы подлежат паспортизации. Паспорт радиоактивных отходов заполняется на каждую упаковку с радиоактивными отходами организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Требования к паспорту радиоактивных отходов устанавливаются федеральными нормами и правилами.

5. Сведения о пунктах долговременного хранения радиоактивных отходов и пунктах захоронения радиоактивных отходов, пунктах размещения радиоактивных отходов и пунктах консервации особых радиоактивных отходов, а также сведения о характеристиках размещенных в них радиоактивных отходов, подлежат включению в государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов. В государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов включается информация о субъектах прав на них.

6. Порядок ведения государственного реестра радиоактивных отходов и государственного кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов устанавливается органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

7. Государственный реестр, государственный кадастр и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению.

8. Хранение государственного реестра, государственного кадастра и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивной деятельности.

 

Статья 17.         Радиационный контроль и радиационный мониторинг при обращении с радиоактивными отходами

 

1. Радиационный контроль при обращении с радиоактивными отходами осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация, эксплуатирующая пункт хранения радиоактивных отходов, осуществляет радиационный мониторинг на территориях санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, установленных в районе размещения указанного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Требования к радиационному мониторингу и порядок его проведения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

 

Глава 3.           Организационно-правовые основы обращения с радиоактивными отходами

 

Статья 18.         Полномочия и функции органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами

 

1. Органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

2. Орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере деятельности:

1) осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной собственности пунктов хранения, за исключением отчуждения имущества этих пунктов из федеральной собственности, а также полномочия государственного заказчика на выполнение работ с радиоактивными отходами и оказание услуг по их хранению и захоронению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) определяет порядок регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, порядок осуществления радиационного контроля и радиационного мониторинга при обращении с радиоактивными отходами;

3) определяет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, меры по финансовому обеспечению деятельности национального оператора, связанной с обращением с радиоактивными отходами, а также созданием пунктов захоронения радиоактивных отходов, эксплуатацией, реконструкцией, модернизацией, выводом из эксплуатации или закрытием пунктов долговременного хранения и пунктов захоронения радиоактивных отходов, переводом пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов;

4) представляет в Правительство Российской Федерации предложения по созданию национального оператора;

5) контролирует деятельность национального оператора;

6) относит радиоактивные отходы к удаляемым или особым радиоактивным отходам;

7) утверждает порядок аккредитации специализированных организаций в составе единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и осуществляет аккредитацию;

8) утверждает для организаций Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, нормативы отчислений средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, в части финансирования обращения с радиоактивными отходами и нормативы отчислений средств из указанных резервов в специальные резервы органа государственного управления по обращению с радиоактивными отходами;

9) утверждает по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, нормативы отчислений средств из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, в части финансирования обращения с радиоактивными отходами в специальные резервы органа государственного управления по обращению с радиоактивными отходами;

10) представляет в установленном порядке предложения по тарифам на оказание услуг по размещению приведенных в соответствие с критериями приемлемости радиоактивных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов и услуг по хранению таких отходов;

11) утверждает лимиты промежуточного хранения радиоактивных отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и иным организациям, лимиты промежуточного хранения утверждаются по согласованию с указанными органами и организациями;

12) координирует работы по созданию, эксплуатации, реконструкции, модернизации, закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов;

13) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по:

а) проектированию, размещению, сооружению, эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения радиоактивных отходов, имеющих федеральное или межрегиональное значение;

б) отнесению пунктов хранения радиоактивных отходов, созданных и эксплуатируемых до вступления в силу настоящего Федерального закона, к пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам размещения и пунктам консервации особых радиоактивных отходов;

14) принимает по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, решения по вопросам, касающимся проектирования, размещения, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации или закрытия пунктов промежуточного хранения радиоактивных отходов;

15) принимает решение о переводе пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и о переводе пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов;

16осуществляет полномочия предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

17) осуществляет другие полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами, определенные настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 19.         Полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности в области обращения с радиоактивными отходами

 

К полномочиям и функциям органов государственного регулирования безопасности в области обращения с радиоактивными отходами относятся:

1) разработка, утверждение и введение в действие федеральных норм и правил, регулирующих обращение с радиоактивными отходами;

2) выдача организациям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, разрешений (лицензий) на право ведения работ в этой области и определение условий действия разрешений (лицензий);

3) выдача работникам организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, разрешений на право ведения работ в области обращения с радиоактивными отходами по перечню должностей, установленному Правительством Российской Федерации;

4) осуществление надзора в области обращения с радиоактивными отходами;

5) осуществление иных полномочий и функций в области обращения с радиоактивными отходами, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 20.         Полномочия и функции национального оператора по обращению с радиоактивными отходами

 

1. Национальный оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

2. Национальный оператор осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере деятельности:

1) обеспечивает безопасное обращение с принятыми на хранение и захоронение радиоактивными отходами;

2) выполняет функции заказчика – застройщика в отношении пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) прогнозирует объемы поступления радиоактивных отходов на захоронение, подготавливает прогнозы развития необходимой инфраструктуры и размещает их на официальных сайтах национального оператора и органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;

4) ежегодно согласует организациям, эксплуатирующим ядерно и радиационно опасные объекты, прогнозные объёмы образования радиоактивных отходов на последующий год с учетом изменения объемов при приведении их в соответствие с критериями приемлемости;

5) участвует в подготовке решений, касающихся приведения пунктов размещения особых радиоактивных отходов в состояние экологической безопасности и их перевода в пункты консервации особых радиоактивных отходов, в том числе эксплуатируемых другими юридическими лицами;

6) обеспечивает разработку технических требований к пунктам захоронения радиоактивных отходов, технологиям переработки и кондиционирования, транспортирования и хранения радиоактивных отходов;

7) обеспечивает ведение системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая ведение государственного реестра радиоактивных отходов и государственного кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов.

3. Национальный оператор обязан:

1) принимать от производителей в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, радиоактивные отходы, приведенные в соответствие с критериями приемлемости, для их последующего захоронения;

2) осуществлять в порядке, предусмотренном для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, отчисления средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, и осуществлять отчисления средств из указанных резервов в специальные резервы органа государственного управления в области обращения с радиоактивными  отходами;

3) обеспечивать безопасную эксплуатацию пунктов захоронения радиоактивных отходов и их закрытие;

4) обеспечивать радиационный мониторинг в местах расположения пунктов захоронения радиоактивных отходов, в том числе после их закрытия;

5) информировать население, органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам безопасности обращения с радиоактивными отходами и о радиационной обстановке в местах размещения пунктов хранения радиоактивных отходов, эксплуатируемых национальным оператором.

 

Статья 21.         Обязанности и ответственность производителей радиоактивных отходов

 

1. Производители радиоактивных отходов обязаны:

1) определить возможность дальнейшего использования образующихся в результате их деятельности материалов и веществ, а также изделий (оборудования), в том числе отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, в которых содержание радионуклидов превышает установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии уровни, а в случае невозможности их дальнейшего использования отнести их к радиоактивным отходам. Порядок и сроки отнесения таких материалов и веществ к радиоактивным отходам устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;

2) обеспечить безопасное обращение с радиоактивными отходами, включая хранение в рамках установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом лимитов промежуточного хранения. Для производителей радиоактивных отходов, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, устанавливается единый лимит промежуточного хранения - пять лет;

3) до истечения лимитов промежуточного хранения осуществить собственными силами или с привлечением специализированных организаций приведение радиоактивных отходов в соответствие с критериями приемлемости;

4) заключить с национальным оператором в порядке и на условиях, устанавливаемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, договор на передачу ему радиоактивных отходов для захоронения;

5)  обеспечить собственными силами или с привлечением специализированных организаций транспортирование и перевозку радиоактивных отходов к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному национальным оператором, и передать их национальному оператору вместе с паспортами на них;

6) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обеспечить финансирование захоронения радиоактивных отходов.

2. Производители радиоактивных отходов, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, производят отчисления в специальные резервы органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами исходя из согласованных с национальным оператором прогнозных объёмов образования радиоактивных отходов в текущем году с учетом изменения объемов при приведении их в соответствие с критериями приемлемости. Отчисления в специальные резервы органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами могут производиться из резервов, формируемых производителем радиоактивных отходов и предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития.

3. Производители радиоактивных отходов, не относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, оплачивают услуги национального оператора по захоронению радиоактивных отходов, исходя из фактических объемов и категорий передаваемых национальному оператору радиоактивных отходов.

4. Производители радиоактивных отходов, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, могут осуществлять мероприятия по захоронению радиоактивных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, расположенных на используемых ими земельных участках исключительно по решению Правительства Российской Федерации. Предложения по организации пунктов захоронения радиоактивных отходов таких производителей представляются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

5. Особенности осуществления деятельности по захоронению радиоактивных отходов на используемых производителями радиоактивных отходов земельных участках, закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов и внесению соответствующих записей в государственный реестр радиоактивных отходов и государственный кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

6. Стоимость услуг по хранению и захоронению радиоактивных отходов определяется по тарифам, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственного регулирования тарифов на эти услуги, включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Производители несут ответственность за безопасность обращения с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору.

8. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи, установленные частью 4 статьи 26 настоящего Федерального закона.

 

Статья 22.         Обязанности и ответственность специализированных организаций по обращению с радиоактивными отходами

 

1. Специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами выполняют работы и предоставляют услуги в порядке и на условиях, определяемых в договорах, заключаемых ими с производителями радиоактивных отходов и национальным оператором в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Специализированные организации несут ответственность за надлежащее исполнение принятых на себя обязательств в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства Российской Федерации.

3. При осуществлении отдельных видов деятельности к специализированным организациям могут предъявляться дополнительные требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

 

 

 

Статья 23.         Финансирование расходов по обращению с радиоактивными отходами

 

1. Финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами основывается на множественности источников финансирования и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, средств специальных резервов органа государственного управления по обращению с радиоактивными отходами, средств производителей радиоактивных отходов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

2. Расходы по обращению с радиоактивными отходами включаются производителями радиоактивных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), в результате которых эти радиоактивные отходы образовались.

3. Финансирование деятельности национального оператора по исполнению полномочий и функций, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется за счёт средств специальных резервов органа государственного управления по обращению с радиоактивными отходами,  бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4. Финансирование деятельности национального оператора по захоронению радиоактивных отходов, принимаемых от производителей радиоактивных отходов, относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, осуществляется за счёт средств специальных  резервов органа государственного управления по обращению с радиоактивными отходами и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

5. Финансирование деятельности национального оператора по захоронению радиоактивных отходов от производителей радиоактивных отходов, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, осуществляется за счёт единовременных платежей по оплате услуг национального оператора, за счёт средств специальных резервов органа государственного  управления по обращению с радиоактивными отходами и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, финансирование деятельности национального оператора по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися и образующимися в результате деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий осуществляется за счет бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

 

 

Глава 4.          Обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

 

Статья 24.         Первичная регистрация радиоактивных отходов и условий их размещения

 

1. С целью выявления фактического наличия и объема радиоактивных отходов, отнесения их к отдельным видам и категориям и выделения из них накопленных радиоактивных отходов проводится первичная регистрация всех имеющихся радиоактивных отходов с указанием мест и условий их размещения.

2. Решение о проведении первичной регистрации радиоактивных отходов, о порядке и сроках ее проведения принимается Правительством Российской Федерации.

3. Проведение первичной регистрации радиоактивных отходов обеспечивает орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии в пределах их полномочий по обращению с радиоактивными отходами.

4. Решение об отнесении радиоактивных отходов к удаляемым или особым радиоактивным отходам принимается органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в соответствии с критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам.

5. Первичная регистрация радиоактивных отходов производится раздельно по каждому пункту хранения радиоактивных отходов.

6. По результатам первичной регистрации радиоактивных отходов определяется вид, категория радиоактивных отходов и условия их размещения. По результатам первичной регистрации составляются акты первичной регистрации.

7. Пункты хранения радиоактивных отходов, барьеры безопасности которых обеспечивают безопасность размещенных в них радиоактивных отходов на весь период потенциальной опасности, подлежат отнесению к пунктам захоронения. Для пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются объемы радиоактивных отходов и другие, необходимые для включения в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов, данные.

8. Для удаляемых радиоактивных отходов определяются объемы и категории радиоактивных отходов и условия их размещения - пункт долговременного хранения или пункт промежуточного хранения радиоактивных отходов.

9. Для особых радиоактивных отходов определяются объемы радиоактивных отходов и условия их размещения – пункт долговременного хранения,  пункт размещения либо пункт консервации особых радиоактивных отходов.

11. Органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами на основании актов первичной регистрации с учетом объемов радиоактивных отходов и условий их размещения осуществляется отнесение пунктов хранения радиоактивных отходов к имеющим федеральное или межрегиональное значение, а также к не имеющим федеральное и межрегиональное значение пунктам хранения радиоактивных отходов.

12. Установленные по результатам первичной регистрации перечни пунктов захоронения радиоактивных отходов, перечни пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, перечни пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов представляются на утверждение Правительства Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

13. На основе актов первичной регистрации и предусмотренных частью 12 настоящей статьи перечней осуществляется регистрация накопленных радиоактивных отходов.

 

Статья 25.         Требования к обращению с накопленными радиоактивными отходами и пунктам их хранения

 

1. Решения по обращению с накопленными радиоактивными отходами принимаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

2. Все накопленные радиоактивные отходы, отнесенные к удаляемым радиоактивным отходам, должны быть извлечены, переработаны, кондиционированы и захоронены.

 3. Пункты размещения особых радиоактивных отходов должны быть приведены в безопасное состояние в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на период до перевода их в пункты консервации особых радиоактивных отходов или пункты захоронения радиоактивных отходов.

4. Все пункты размещения особых радиоактивных отходов должны быть переведены в пункты консервации особых радиоактивных отходов и (или) пункты захоронения радиоактивных отходов.

5.  До истечения проектного срока эксплуатации пункта долговременного хранения накопленных радиоактивных отходов органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами должно быть принято решение об удалении радиоактивных отходов или об отнесении содержащихся в нем радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам. Решение о переводе пункта долговременного хранения радиоактивных отходов в пункт размещения или пункт консервации особых радиоактивных отходов и составе входящего в него имущества принимается Правительством Российской Федерации по представлению органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

6. Сроки выполнения работ, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами отдельно для каждого пункта хранения радиоактивных отходов.

 

Глава 5.             Требования к обращению с отдельными видами и категориями радиоактивных отходов и отдельным видам деятельности по обращению с радиоактивными отходами

 

Статья 26.         Требования к обращению с удаляемыми радиоактивными отходами

 

1. Радиоактивные отходы, приведенные в соответствие с критериями приемлемости, подлежат захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов или временному хранению национальным оператором до создания соответствующих пунктов захоронения радиоактивных отходов.

2. В случае выявления несоответствия получаемых для захоронения радиоактивных отходов критериям приемлемости производитель радиоактивных отходов обязан привести их в соответствие критериям приемлемости. Порядок определения соответствия передаваемых радиоактивных отходов критериям приемлемости устанавливается органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

3. Производители короткоживущих радиоактивных отходов могут осуществлять мероприятия по их безопасному хранению до исключения их из категории радиоактивных отходов, обусловленного снижением их удельной активности в результате распада радионуклидов, содержащихся в отходах.

 

Статья 27.         Требования к обращению с особыми радиоактивными отходами и пунктам их хранения

 

1. Обращение с особыми радиоактивными отходами, в том числе образовавшимися в результате выполнения оборонных программ, применения ядерных взрывных технологий в мирных целях и иных видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляется с учетом особенностей их образования, степени потенциальной опасности, а также состояния пунктов размещения особых радиоактивных отходов.

2. Сооружение промышленных объектов и создание промышленных технологий, заведомо приводящих к образованию особых радиоактивных отходов, запрещается.

3. Категории пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов, а также требования по обеспечению безопасности указанных пунктов для населения и окружающей среды определяются федеральными нормами и правилами.

4. Дополнительные требования по обеспечению безопасности отдельных пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов определяются нормативными актами, принимаемыми органами государственного регулирования безопасности.

5. Перечень пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов пересматривается не реже одного раза в десять лет с учетом критериев отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и развития технологий обращения с радиоактивными отходами.

 

Статья 28.         Требования к обращению с очень низкоактивными отходами и радиоактивными отходами, образующимися при добыче и переработке урановых руд

 

1. Производители очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, могут по решению Правительства Российской Федерации осуществлять захоронение указанных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, расположенных на используемых ими земельных участках.

2. Паспортизация очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, может осуществляться перед закрытием соответствующих пунктов захоронения радиоактивных отходов с заполнением единого паспорта на все радиоактивные отходы, размещенные в таком пункте.

3. При передаче очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и переработке урановых руд, национальному оператору паспорт заполняется на всю партию передаваемых радиоактивных отходов.

 

Статья 29.         Требования к обращению с радиоактивными отходами, образующимися и образовавшимися при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов

 

1. Материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образующиеся и образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов, по решению организации, в результате деятельности которой они образовались, могут быть отнесены к радиоактивным отходам.

2. С момента отнесения материалов, указанных в части 1 настоящей статьи, к радиоактивным отходам обращение с ними осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, в том числе в части государственного учета и контроля радиоактивных отходов.

3. Безопасность обращения с материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов, образующимися и образовавшимися при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов и не отнесенными к радиоактивным отходам, обеспечивается путем проведения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

 

Статья 30.         Требования к обращению с отработавшими закрытыми источниками ионизирующего излучения

 

1. Сбор отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и дальнейшее обращение с ними осуществляется отдельно от всех иных радиоактивных отходов.

2. Отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения должны быть переданы на хранение и захоронение национальному оператору, либо организации - изготовителю для переработки в соответствии с порядком, устанавливаемым органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.

3. Передача отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения на хранение и захоронение осуществляется с приложением паспорта на него. При отсутствии такого паспорта организация, в результате деятельности которой образовался отработавший закрытый источник ионизирующего излучения, должна обеспечить определение его характеристик в соответствии с порядком, устанавливаемым органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

4. Категории отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и требования к их сбору, транспортированию, перевозке, хранению и захоронению определяются федеральными нормами и правилами.

 

Статья 31.         Требования к обращению с жидкими и газообразными радиоактивными отходами

 

1. Технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с жидкими радиоактивными отходами, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, должны обеспечивать их перевод в отвержденные формы, приведение в соответствие с критериями приемлемости и захоронение.

2. Захоронение жидких низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов в глубоких геологических горизонтах (пластах-коллекторах) в пределах горного отвода, в границах которого жидкие радиоактивные отходы должны быть локализованы, допускается исключительно в пунктах глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов, сооруженных и эксплуатируемых на дату вступления в силу настоящего Федерального закона. Жидкие радиоактивные отходы должны быть приведены в соответствие с критериями приемлемости для захоронения в указанных пунктах захоронения жидких радиоактивных отходов. Захоронение радиоактивных отходов в указанных пунктах захоронения осуществляется в соответствие с федеральными нормами и правилами.

3. Обращение с газообразными радиоактивными отходами должно быть направлено на предотвращение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих допустимые выбросы.

4. Необходимые технические средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с газообразными радиоактивными отходами, определяются в соответствии с федеральными нормами и правилами.

 

Статья 32. Особенности ввоза и вывоза радиоактивных отходов

1. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов в целях их хранения и захоронения запрещен за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Разрешается ввоз в Российскую Федерацию отработавших закрытых источников ионизирующего излучения произведенных на территории Российской Федерации, в том числе для целей их регенерации или захоронения.

3. При ввозе на территорию Российской Федерации закрытых источников ионизирующего излучения предусматривается возвращение закрытого отработавшего источника ионизирующего излучения в страну – поставщик закрытого источника ионизирующего излучения.

4. Допускается вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке отработавшего ядерного топлива в соответствии международными договорами Российской Федерации.

5. Допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации радиоактивно загрязненных материалов в целях их дезактивации и переработки при условии:

1) наличия международного договора, предусматривающего обязательный вывоз радиоактивных отходов;

2) обязательного вывоза всех образовавшихся при дезактивации и переработке указанных материалов радиоактивных отходов с территории Российской Федерации в страну происхождения радиоактивно загрязненных материалов в срок не более одного года после их ввоза.

 

Глава 6.     Ответственность за нарушение требований в области обращения с радиоактивными отходами

 

Статья 33. Виды и основания ответственности за нарушение требований в области обращения с радиоактивными отходами

 

Лица, виновные в нарушении установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами требований в области обращения с радиоактивными отходами, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 34.     Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения настоящего Федерального закона

 

Вред, причиненный вследствие нарушения требований в области обращения с радиоактивными отходами жизни, здоровью или имуществу физических лиц, а также имуществу юридических лиц, подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации.

 

Глава 7.      Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

 

Статья 35.         О внесении изменений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»

 

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2003, № 46, ст. 4436; 2007, № 7, ст. 834) следующие изменения:

1) в части первой статьи 3:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения (хранилища) радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;»;

б) абзац девятый изложить в следующей редакции:

«радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также изделия (оборудование), в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;»;

2) статью 5 дополнить частью пятнадцатой следующего содержания:

«Субъекты права собственности на пункты хранения радиоактивных отходов, их права и обязанности определяются
Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами»»;

3) в части первой статьи 44 слова «и хранения» заменить словами «, хранения и захоронения»;

4) в статье 47:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 47.     Хранение и переработка ядерных материалов и радиоактивных веществ»;

 

б)  слова «ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» заменить словами «ядерных материалов и радиоактивных веществ», второе предложение исключить;

5) третье предложение части второй статьи 48 изложить в следующей редакции: «Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами».

 

 

 

Статья 36.         О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации

 

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 1, ст. 21; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 31, ст. 4012; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 30, ст. 3604; 2009, № 48, ст. 5711) следующие изменения:

1) часть 14 статьи 48 после слов «и радиоактивных веществ» дополнить словами «, пунктов хранения радиоактивных отходов»;

2) пункт 1 части 1 статьи 481 после слов «и радиоактивных веществ» дополнить словами «, пунктов хранения радиоактивных отходов».

 

Статья 37.         О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

 

Внести в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6078) следующие изменения:

1) статью 7 дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

«8.1) осуществляет функции и полномочия органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.»;

2) пункт 3 части 2 статьи 20 после слов «обращением с» дополнить словами «радиоактивными отходами,».

 

Статья 38.        О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

 

Часть 3 статьи 48 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6078) после слов «Федеральным законом» дополнить словами «и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Глава 8.           Заключительные положения

 

Статья 39.         Действие нормативных правовых актов и лицензий принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

 

1. Принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих нормативное регулирование в области использования атомной энергии, устанавливающие требования к обращению с радиоактивными отходами, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Действие разрешений (лицензий) на пользование недрами в целях захоронения радиоактивных отходов и разрешений (лицензий) органа государственного регулирования безопасности на установленные виды деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничивается сроком в двенадцать месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока разрешения (лицензии) подлежат переоформлению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 40.         Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 41.     Обеспечение реализации настоящего Федерального закона

 

В целях реализации настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации:

1) до 1 января 2011 года принять решение о создании национального оператора и проведении первичной регистрации радиоактивных отходов, о порядке и сроках ее проведения;

2) до 30 марта 2011 года определить порядок и сроки реализации этапа формирования необходимой нормативной и организационной основы единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами.

                Президент

Российской Федерации

| Вернуться в начало документа

На этой странице:

Пресс-релиз


Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

«Движение за ядерную безопасность»
а/я 8452, Челябинск, 454084
тел. 791-6459


Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Программирование и поддержка: 
Написать письмо администратору 
© 2001-2008 год 


Наш любимый хостинг

http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске