Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Библиотека"

Библиография
Наши книги
Аналитические материалы



ИТОГИ 60-ти ЛЕТ ЯДЕРНОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ НА УРАЛЕ
Доклад юриста и правозащитника Алексея Бабина на 55 Международной Конференции против Атомной и Водородной бомб.
Хиросима – Нагасаки, Япония, 2010 г.

В сегодняшних политически неблагоприятных условиях для экологических и правозащитных антиядерных организаций мы объединяем усилия для того, чтобы следовать своей миссии – защиты экологических и гражданских прав пострадавшего от радиационного загрязнения населения. Поэтому я буду говорить от имени сразу нескольких организаций: «Правосознание», «Гражданское общество», «Движение за ядерную безопасность», «Теча», и других. В то же время я хотел бы, чтобы вы услышали мой голос, голос гражданина, и мое экспертное мнение – мнение юриста.

Меня зовут Бабин Алексей, мне 28 лет, я являюсь юристом общественной организации «Движение за ядерную безопасность», председателем Общественной организацией «Правосознание». Последние пять с половиной лет под эгидой указанных выше организаций я оказываю бесплатные юридические консультации малообеспеченным гражданам, пенсионерам и иным незащищенным слоям населения по различным вопросам права. Одним из направлений и моей деятельности является оказание помощи пострадавшим от аварии на ПО «Маяк». Зная их проблемы, связанные с отсутствием надлежащей защиты со стороны государства, отсутствием достаточных компенсаций за причиненный им вред; зная их истории связанные с проживанием на загрязненных территориях, с участием в ликвидации последствий этой страшной трагедии, с теми трудностями, которые возникают на их жизненном пути именно из-за экологических проблем, я как специалист, да и просто как гражданин просто не в праве оставаться в стороне. Я, как юрист, могу помочь этим людям в решении их проблем. Я и мои коллеги, обладая определенными юридическими знаниями и опытом, всеми законными способами пытаемся решать, и решаем данные проблемы.

Закон о защите прав пострадавших от аварий на ПО «Маяк» был принят спустя 50 лет после первой, самой серьезной технологической ошибки – сброса высокорадиоактивных отходов напрямую в реку Теча. В 1998 году, уже после Чернобыля, был принят Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». Данный закон отсылает к чернобыльскому закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом, можно сделать вывод о том, что не будь страшной аварии на Чернобыльской АС, то возможно о пострадавших от аварии на ПО «Маяк» государство бы еще долго не вспомнило.

Два упомянутых закона предусматривают различные категории граждан пострадавших от аварий: эвакуированных (переселенных), добровольно выехавших из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а так же ликвидаторов последствий аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а так же продолжающих проживать на указанных территориях. Для указанных категорий граждан государство гарантирует определенные меры социальной поддержки, в том числе и выплату определенных денежных сумм.

Меры социальной поддержки, предусмотренные указанными Федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации и они должны ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ежегодным Федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Проблема, с которой сталкиваются граждане, пострадавшие от радиационного облучения, состоит в уходе власти от финансовой ответственности перед жертвами государственной ядерной политики. В добровольном порядке органы социальной защиты (через которые происходит выплата денежных средств) не индексируют в надлежащем порядке денежные выплаты. В связи с этим каждый пострадавший вынужден обращаться самостоятельно в суд за индексацией ежемесячных и ежегодных компенсаций, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности своевременно не полученных сумм возмещения вреда. Пострадавшими от аварии являются как правило пожилые, либо тяжело больные люди, которые самостоятельно уже не в силах отстаивать свои права в судах. Плюс ко всему для этого они не имеют достаточных денежных средств.

Юристы общественной организации «Движение за ядерную безопасность» совместно с Общественной организацией «Правосознание» и Челябинским отделением общероссийского общественного движения «Гражданское общество» с сентября 2007 года начали оказывать гражданам, подвергшимся воздействию радиации юридическую помощь в составлении исковых заявлений об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности своевременно не полученных сумм возмещения вреда. Мы совместно издали три информационные брошюры, которые помогают пострадавшим расплести хитросплетения власти.

На сегодняшний день принято уже порядка полутора тысяч граждан, которым составлены мотивированные исковые заявления. На основании данных исковых заявлений по конец января 2008 года были приняты положительные решения суда (в одних судах исковые требования удовлетворялись частично, в других полностью).

Однако теперь возникла новая проблема: в судах Челябинской области начались массовые отказы в удовлетворении исковых заявлений граждан об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности своевременно не полученных сумм возмещения вреда.

Решения судов об отказе в рассмотрении дел последовали после принятия судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда. 11 января 2008 года № 25-В07-24 определения по делу по иску Кудряшова Владимира Борисовича к Министерству социального развития и труда Астраханской области и другим ведомствам. Указанным определением надзорная жалоба Кудряшова Владимира Борисовича оставлена без удовлетворения, постановление президиума Астраханского областного суда от 31 октября 2006 года оставлено без изменения. Вслед за этим событием суды Челябинской области стали отказывать в удовлетворении аналогичных требований, фактически цитируя определение от 11 января 2008 года.

Одни и те же судьи, по аналогичным исковым заявлениям до принятия указанного решения удовлетворяли исковые требования об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью и взыскании задолженности своевременно не полученных сумм возмещения вреда, а после стали отказывать. Хочу обратить ваше внимание на то, что право в России не является прецедентным, то есть суды не обязаны строго следовать предыдущему прецеденту. В нашем случае нарушаются как принципы гуманизма, так и принципы организации права и его исполнения.

Сложившаяся ситуация приводит к новой юридической коллизии, когда граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча еще раз разделены на две категории: на тех, кто имеет право на индексацию получаемых ими сумм (то есть успевших «вовремя» подать исковые требования) и на других, которые права на такую индексацию не имеют.

Вот такая парадоксальная ситуация сложилась с социальной поддержкой пострадавших от аварии на ПО «Маяк».

Решение проблемы могло бы стать принятие закона, который бы регулировал бы порядок выплаты и индексации сумм компенсаций в соответствии с реальной экономической ситуацией в стране. Однако, на пленарном заседании Госдумы 4 апреля 2008 года партия власти заблокировала принятие законопроекта, предусматривающего возможность повышения социальных выплат чернобыльцам. Законопроект «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (закон, к которому отсылает и закон о маяковцах) и другие статьи, усиливающие защиту пострадавших. Предлагалась изменения в закон, по которым индексация определялась бы не величиной вымышленной Минфином и, естественно, заниженной инфляции, а размером роста прожиточного минимума в РФ.

Теперь же в бюджет на следующий год закладывается «прогнозируемый» процент инфляции, определяемый с помощью подсчета среднего арифметического между стоимостью стоимостью бриллиантового колье и буханкой хлеба. Получаются приемлемые для Минфина 9 – 10% инфляции в год. На них и индексируются социальные выплаты. С виду – компенсация происходит. А в действительности – целенаправленно сокращается объем социальной поддержки.

Причина понятна. Ни чернобыльцы, ни инвалиды Маяка не покупают предметы роскоши. Им нужны товары первой необходимости – продукты питания (на них уходит до 80% всех расходов), лекарства, одежда, моющие средства, оплата коммунальных расходов. Все то, что составляет потребительскую корзину. Если исходить из стоимости этой корзины, то за последние 3 года она подорожала более чем на 70%. А социальные выплаты проиндексированы всего на 35–40%.

Вывод - государство выплатило чернобыльцам и маяковцам в два раза меньше того, что людям пришлось фактически потратить.

Однако, партия власти отмахнулась от этих соображений и согласилась с Правительством России в том, что предлагаемый механизм индексаци якобы «не позволит объективно оценить потребность в средствах федерального бюджета, необходимых для реализации закона».

Вот так. Министры без затруднений «предвидят», какой будет инфляция в конце года (хотя каждый раз «ошибаются»). Но при определении объема выплат пострадавшим от радиационного загрязнения из-за ошибок управления и технологий чернобыльцам и маяковцам путем честной индексации их прозорливость сразу куда-то улетучивается.

Сами пострадавшие считают аргументы правительства надуманными. «Сейчас правительство вынуждено пересчитывать корректировать выплаты чернобыльцам по итогам года, учитывая расхождение между расчетными показателями инфляции и данными Росстата», считают одни. «Не думаю, что новый порядок существенно бы прибавил работы чиновникам», мнение других.

Нам остается «судебный» способ социальной защиты пострадавших от авари на ПО «Маяк» и Чернобыльской АЭС. Но тут в дело запускается административный ресурс и устные указания судам.

Видимо, и правительство такая неразбериха устраивает больше, чем его нормальное законодательное урегулирование. Авось не все доживут до момента получения денег (а многим чернобыльцам в результате злостного неисполнения российскими властями судебных решений приходится идти аж до Страсбурга). Такой вот гуманизм и благодарность людям, не по своей вине пострадавшим от аварии и прикрывшим своей грудью страну от смертельной опасности, или же ставшими невольными жертвами ядерных амбиций политиков.

К пониманию угроз человечности и человечеству исходящих от современной ядерной политики правительств, ядерных арсеналов и производств, ползучего распространения ядерного оружия, каждый народ приходит через свой социальный опыт. Для российского народа ядерный щит обернулся Голгофой, и еще не одно поколение будет на ней распято.

Наша задача – задача тех, кто думает и делает – облегчить страдания современников и научить следующее поколение на соглашаться на ядерное жертвоприношение.


Спасибо за внимание

Материалы по теме:

  • Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, доклад MANHATTAN ENGINEER DISTRICT от 29 июня 1946 г.
  • Пресс-релиз от 05 августа 2010 года 6 августа 1945 года, 65 лет назад, атомной бомбой, сброшенной на Хиросиму, было уничтожено несколько сот тысяч его жителей.

    | Вернуться в начало документа

  • На странице:

    Доклад
    Главная Вниз Назад

    Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
    Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

    Быстрый переход:

    «Движение за ядерную безопасность»
    а/я 8452, Челябинск, 454084
    тел. 791-6459


    Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
    E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

    Программирование и поддержка: 
    Написать письмо администратору 
    © 2001-2008 год 


    Наш любимый хостинг

    http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске